Портал Best Marketing предоставляет информационно-аналитические продукты по различным отраслям промышленности.
Цель портала Best Marketing своевременно обеспечить всех пользователей портала актуальной и точной информацией о рынках.
25 Декабря 2012
08 Февраля 2011
08 Февраля 2011
11 Января 2010
26 Декабря 2009
Бизнес, финансы, страхование, маркетинг и реклама
География исследования: | Россия |
Количество страниц: | 103 |
Стоимость, руб.: | 47 850 |
Способ предоставления: | электронный |
Объект исследования:
РЫНОК ЛИЗИНГА
Цель исследования:
ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ РЫНКА И ПРОГНОЗ ЕГО РАЗВИТИЯ НА 2011-2015 ГГ.
Регион исследования:
РОССИЯ И РЕГИОНЫ РФ
Основные блоки исследования:
ОБЪЕМ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЛИЗИНГА
СЕГМЕНТАЦИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЛИЗИНГА
КРУПНЕЙШИЕ ИГРОКИ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ЛИЗИНГА
ОТДЕЛЬНЫЕ ТОВАРНЫЕ СЕГМЕНТЫ
ТЕНДЕНЦИИ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ЛИЗИНГА
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ КЛИЕНТОВ
ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЛИЗИНГА НА 2011-2015 ГГ.
Рынок сегментирован:
ПО РЕГИОНАМ РОССИИ
ПО ФЕДЕРАЛЬНЫМ ОКРУГАМ РОССИИ
ПО СЕГМЕНТАМ ОБОРУДОВАНИЯ
ПО КРУПНЕЙШИМ ПРЕДПРИЯТИЯМ
Источники информации, используемые в исследовании:
Федеральная служба государственной статистики
Министерство экономического развития
Федеральная таможенная служба
Федеральная налоговая служба
Оценки экспертов отрасли
Отчеты о розничных продажах
Материалы основных игроков отрасли
Данные профессиональных ассоциаций
Отраслевые печатные и электронные издания
В исследовании приводится 20 графиков, 19 диаграмм и 36 таблиц.
ВЫДЕРЖКИ ИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ
ОБЪЕМ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЛИЗИНГА
Наиболее корректным показателем при оценке объема рынка лизинга является объем новых сделок, заключенных в течение календарного периода – он позволяет понять, насколько продуктивной была деятельность лизинговых компаний и насколько быстро растут их портфели.
Объем рынка лизинга в 2006-2010 годах заметно колебался. Если до 2007 года следовал активный рост в ***-***% ежегодно, то после наступления финансового кризиса объем рынка заметно сократился, упав в 2009 году до *** млрд рублей, после чего, в 2010 году, последовал новый пик роста до уровня 2008 года. В 2010 году объем рынка превысил *** млрд рублей.
В 2006-2010 годах больше половины сделок приходилось на Москву, Санкт-Петербург, Центральный и Северо-Западный федеральные округа. Доля Москвы и Центрального ФО лишь в 2008 году была меньше ***% рынка (***%).
Помимо столичных регионов, заметные доли в общем объеме лизинговых сделок составляли сделки в Поволжском (***-***%) и Сибирском (***-***%) федеральных округах.?
СЕГМЕНТЫ РЫНКА
В 2010 году наибольшая доля рынка заключенных сделок приходилась на сегменты железнодорожной техники (***%), авиационного (***%), грузового (***%) и легкового (***%) транспорта, а также строительной (***%) и дорожно-строительной техники (***%), недвижимости (***%).
Почти половина увеличения объема новых договоров лизинга в 2010 году пришлась на железнодорожную технику (*** млрд руб.). Значительный, хотя и гораздо меньший, рост наблюдался в сегментах грузового (*** млрд руб.) и авиационного (*** млрд руб.) транспорта, а также легковых автомобилей (*** млрд руб.). В остальных сегментах суммарный рост сделок не превышал *** млрд руб.
Железнодорожная техника занимала стабильно высокую долю в общем объеме лизинговых сделок – начиная с 2008 года, она занимала более 25% от общего объема сделок, а в 2010 году доля контрактов на нее составила 39%.
В 2010 году доли большинства других видов оборудования несколько сократились из-за опережающего роста доли железнодорожной техники. Стоит отметить, однако, что в крупнейших сегментах сокращение не затронуло грузовой автотранспорт, строительную и дорожно-строительную технику.
Несмотря на самый быстрый рост, доля Приволжского ФО за 2007-2010 годы сократилась на ***% вследствие относительно быстрого темпа роста Уральского ФО.
Таблица. Объем новых договоров по сегментам оборудования в 2008-2010 гг., млн. руб.
2007 2008 2009
Все сегменты *** *** ***
Железнодорожная техника *** *** ***
Авиационный транспорт *** *** ***
Грузовой автотранспорт *** *** ***
Легковые автомобили *** *** ***
Строительная техника *** *** ***
Дорожно-строительная техника *** *** ***
Здания и сооружения *** *** ***
Оборудование для нефтедобычи и переработки *** *** ***
Суда (морские и речные) *** *** ***
Энергетическое оборудование *** *** ***
Прочие *** *** ***
4.5. Лизинг легкового транспорта
До 2008 года сегмент лизинга легкового автотранспорта заметно отставал от лизинга грузового транспорта. Однако в результате финансового кризиса 2008-2009 годов сокращение сегмента оказалось заметно меньшим, что привело к выравниванию долей сегментов. В 2010 году российскими лизингодателями было заключено контрактов на *** млрд. руб.
Крупнейшим лизингодателем в сегменте в 2010 году являлась компания «Europlan», увеличившая за 2008-2010 годы свою долю в сегменте на 9 п.п. Другим заметным игроком являлась компания «CARCADE лизинг», занимавшая в том же году около ***% рынка. Сектор лизинга автомобилей является одним из немногих секторов, в котором большинство лидирующих позиций занимают компании, ориентированные преимущественно на один сегмент оборудования.
На развитие сегмента лизинга легкового транспорта в значительной степени влияют те же факторы, что и на сегмент грузового транспорта, что может заставить усомниться в его стабильности в среднесрочной перспективе. Стоит отметить, однако, что сегмент легковых автомобилей отличается сравнительно высокой стабильностью – большее число контрактов при их меньшей стоимости и сравнительно большее количество покупателей «размазывают» спрос по большему количеству потенциальных лизингополучателей. Это позволяет ожидать, что в ближайшем будущем сегмент сохранит свою долю в общем объеме рынка лизинга.
Кроме того, с 2011 года было снято ограничение о передаче в лизинг только оборудования, предназначенного для ведения предпринимательской деятельности, и появилась возможность передачи в лизинг некоторых видов потребительских товаров. Спрос на лизинг легкового автотранспорта может привести к заметному росту объема и доли сегмента на рынке лизинга.?
ТЕНДЕНЦИИ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ЛИЗИНГА
Специализация компаний
Лизинговые компании де факто выполняют две функции: агрегирование капитала с последующей передачей его лизингополучателям (кредитные функции) и управление имуществом, находящимся в собственности компании и переданного в лизинг (управляющие функции).
В отличие от компаний, предоставляющих исключительно кредитные услуги, лизинговые компании вынуждены непосредственно взаимодействовать с предметом лизинга и в большой доле договоров несут ответственность за его состояние. Компании либо организовывают собственные отделы, ответственные за контроль качества предметов лизинга и, при необходимости, их обслуживание, либо отдают эти функции на субподряд.
Степень подобной обремененности предметом лизинга заметно различается в разных сегментах оборудования – одним из наиболее ярких в этом отношении является сдача в лизинг легковых автомобилей. Многие лизингодатели, специализирующиеся на этом сегменте, в конечном итоге приходят к организации собственной технической службы, которая занимается наблюдением за состоянием автомобилей и их обслуживанием.
Образующаяся специализация компаний, основанная не только на знаниях специалистов и их знакомстве с отдельными сегментами предметов лизинга, но и на организационной структуре самих компаний, образовании нанятых в них специалистов, в большинстве небольших компаний приводят к ориентации на один конкретный сегмент, с которым компания работает успешно, и невозможности эффективной экспансии в другие сегменты.
ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЛИЗИНГА НА 2011-2015 ГГ.
Прогнозы развития рынка лизинга, даваемые отечественными аналитическими агентствами и участниками рынка, в большинстве случаев довольно сильно различались с реальным развитием рынка, хотя и соответствовали тренду его развития в целом. Так, например, в 2008 и 2010 годах участники рынка ожидали постепенного увеличения спроса со средним темпом в ***-***%. По факту же рост составил ***% и ***% соответственно. С другой стороны, в 2004 и 2007 году, когда рост рынка также ожидался в пределах *** процентов, реальный рост объема новых контрактов оказался незначительным. В конце 2010 года участники рынка ожидали роста рынка на ***-***% в течение 2011 года. По итогам деятельности некоторых лизинговых компаний в первом полугодии 2011 года, их рост составил более ***%.
Стоит отметить, однако, что большинство отечественных оценок развития рынка лизинга, насколько можно судить, основывается на предыдущей динамике российского рынка. Между тем, международные сравнения позволяют оценить реалистичную емкость рынка и вероятную динамику его развития.
Мировой рынок лизинга в 1991-2009 годах рос со среднегодовым темпом прироста в ***%, причем до кризисных 2008-2009 годов, темп прироста составлял ***%. В мировой экономике наблюдались проблемы схожие с российскими – отсрочки платежей, нехватка ликвидности и высокий риск инвестиций. Эти факторы и привели к падению рынка лизинга на ***% в течение 2008-2009 годов.
Кроме того, в динамике развития рынка заметны волны ускорения роста рынка, приводящие к некоторому последующему его снижению. При этом в 2006-2007 годах вместо очередного небольшого снижения наблюдался наоборот резкий рост – и резкое же падение в 2008-2009 годах.
Стоит также отдельно отметить, что на российском рынке лизинга наблюдалась схожая динамика – 2007-2008 годы отличались более высоким объемом новых контрактов в абсолютном выражении, чем в каком-либо предыдущем году. Заметное отличие российского рынка лизинга от мирового в 2000-х годах заключается лишь в более высоком, «догоняющем» развитии, по сравнению со среднемировым уровнем.
Вторым важным фактором, который необходимо учитывать, является доля лизинга в ВВП страны.
Таким образом, доля в ***% от объема ВВП выглядит естественным пределом развития рынка лизинга в большинстве стабильных экономик, причем, чем ниже темп развития национальной экономики, тем эта доля, разумеется, меньше.
По оценке Мирового Банка, ВВП РФ к 2015 году удвоится в номинальном (ненормированном на инфляцию) выражении вдвое и превысит *** трлн. долл. (или около *** трлн. руб.). В 2010 году рынок лизинга занимал около ***% от объема российского ВВП в стоимостном выражении. Таким образом, при простом сохранении существующей доли в ВВП, к 2015 году рынок лизинга должен будет вырасти в *** в номинальном выражении.
Однако, по оценке аналитиков Intesco Research Group, рынок имеет пространство для развития еще и в доле ВВП. Более быстрый темп развития экономики, по сравнению с большинством западных стран, а также многочисленные программы развития различных отраслей, разработанные Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, подразумевают сравнительно большую долю инвестиций в производство относительно ВВП. По мнению аналитиков Intesco Research Group, рынок лизинга может вырасти до ***% ВВП к 2015 году, после чего стабилизируется.
В натуральном выражении это может привести к *** росту объема рынка лизинга в натуральном выражении – в этом случае к 2015 году он превысит *** млрд руб. Среднегодовой темп прироста рынка составит около ***%. Примерно на рубеже *** млрд руб. вероятна стабилизация роста рынка и его превращение его в развитый (примерно в точке пересечения кривых на графике).
ОГЛАВЛЕНИЕ
МЕТОДОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
СПИСОК ГРАФИКОВ, ДИАГРАММ И ТАБЛИЦ
1.ОБЩЕЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ
1.1. Население России
Численность населения
Крупнейшие города
Уровень жизни населения
Экономическая активность
1.2. Экономическая ситуация
Динамика развития экономики
Стабильность государственного бюджета
1.3. Положение России в мире
Доля РФ в мировом населении
2. МЕТОДИКА РАБОТЫ
2.1. Описание и виды лизинга
2.2. Методические пояснения к работе
3. ОБЪЕМ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЛИЗИНГА
3.1. Объем рынка лизинга
3.2. Региональная структура рынка лизинга
3.3. Крупнейшие компании на рынке лизинга
Объем новых сделок
Объем портфеля
3.4. Основные параметры рынка
Доля просроченных платежей
Срок оборота кредиторской задолженности
Срок оборота дебиторской задолженности
Рентабельность продаж
4. СЕГМЕНТЫ РЫНКА
4.1. Структура рынка по основным сегментам продукции
4.2. Лизинг железнодорожной техники
Объем сегмента
Крупнейшие игроки в сегменте
4.3. Лизинг авиационного транспорта
Объем сегмента
Крупнейшие игроки в сегменте
4.4. Лизинг грузового транспорта
Объем сегмента
Крупнейшие игроки в сегменте
4.5. Лизинг легкового транспорта
Объем сегмента
Крупнейшие игроки в сегменте
4.6. Лизинг недвижимости
Объем сегмента
Крупнейшие игроки в сегменте
5. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
6. ТЕНДЕНЦИИ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ЛИЗИНГА
6.1. Тенденции рынка
Конкурентные перспективы услуги
Ускоренная амортизация
Специализация компаний
Усиление государственных компаний
6.2. Лизинговые ассоциации
Рослизинг
ОЛА
6.3. Поведение клиентов
7. ПРОФИЛИ КОМПАНИЙ
7.1. ЗАО " ЗЕСТ"
Справочная информация
Виды деятельности
Финансовые показатели деятельности
7.2. ООО "ТРАНСФИН-М"
Справочная информация
Виды деятельности
Бухгалтерский баланс
Отчет о прибылях и убытках
Финансовые показатели деятельности
7.3. ООО "ФЛК "КАМАЗ"
Справочная информация
Виды деятельности
Бухгалтерский баланс
Отчет о прибылях и убытках
Отчет о движении денежных средств
Финансовые показатели деятельности
7.4. ООО "ФВ ГРУП ФИНАНЦ"
Справочная информация
Виды деятельности
Бухгалтерский баланс
Отчет о прибылях и убытках
Отчет о движении денежных средств
Финансовые показатели деятельности
7.5. ООО "ЧЕЛИНДЛИЗИНГ"
Справочная информация
Виды деятельности
Бухгалтерский баланс
Отчет о прибылях и убытках
Финансовые показатели деятельности
7.6. ООО "ЮТЭЙР-ЛИЗИНГ "
Справочная информация
Виды деятельности
Бухгалтерский баланс
Отчет о прибылях и убытках
Отчет о движении денежных средств
Финансовые показатели деятельности
8. ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЛИЗИНГА НА 2011-2015 ГГ.
9. ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ОБЪЕМ НОВОГО БИЗНЕСА У ЛИЗИНГОВЫХ КОМПАНИЙ В 2006-2010 ГГ.
10. ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ОБЪЕМ ПОРТФЕЛЯ РЕЙТИНГОВЫХ КОМПАНИЙ НА 1 ЯНВАРЯ 2006-2010 ГГ.
11. ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ОБЪЕМ ПОРТФЕЛЯ РЕЙТИНГОВЫХ КОМПАНИЙ НА 1 ЯНВАРЯ 2006-2010 ГГ.
ИНФОРМАЦИЯ О КОМПАНИИ INTESCO RESEARCH GROUP
ПРИЛОЖЕНИЕ
Список графиков:
1. Численность населения России в 2000, 2005, 2010 гг. и прогноз на 2015 и 2020 гг., тыс. чел.
2. Динамика численности занятых и безработных в РФ в 2006-2010 гг., тыс. чел.
3. Динамика ВВП РФ в ценах 2003 года в 2002-2010 гг., млрд. руб.
4. Инвестиции в основной капитал в РФ в 2001-2010 гг.
5. Динамика общего внешнего долга РФ, в 2001-2010 гг.
6. Доля РФ в населении мира в 2000-2010 гг. и прогноз до 2100 г.
7. Доля РФ в мировом ВВП в 2000-2100 гг. и прогноз на 2011-2016 гг., %
8. Объем новых сделок на рынке лизинга в 2006-2010 гг., млрд. руб.
9. Совокупный портфель российских лизинговых компаний в 2006-2010 гг., млрд. руб.
10. Выручка от услуг финансового лизинга в крупнейших регионах РФ по кварталам 2009-2011 гг., тыс. руб.
11. Средний срок оборота кредиторской задолженности лизинговых компаний в РФ по кварталам 2009-2011 гг., дней
12. Средний срок оборота дебиторской задолженности лизинговых компаний в РФ по кварталам 2009-2011 гг., дней
13. Динамика объема заключенных сделок по лизингу железнодорожной техники в РФ в 2008-2010 гг., млн. руб.
14. Динамика объема заключенных сделок по лизингу авиационной техники в РФ в 2008-2010 гг., млн. руб.
15. Динамика объема заключенных сделок по лизингу грузового автотранспорта в РФ в 2008-2010 гг., млн. руб.
16. Динамика объема заключенных сделок по лизингу легкового автотранспорта в РФ в 2008-2010 гг., млн. руб.
17. Динамика объема заключенных сделок по лизингу недвижимости в РФ в 2008-2010 гг., млн. руб.
18. Доля недвижимости на российском рынке лизинга в 2006-2010 гг., %
19. Динамика объема мирового рынка лизинга по объему новых сделок в 1990-2009 гг., млрд. долл.
20. Динамика объема российского рынка лизинга по объему новых сделок и его доля в ВВП в 2001-2010 гг. и прогноз на 2011-2015 гг., млн. руб., %
Список диаграмм:
1. Динамика реальных располагаемых денежных доходов населения в 2000-2010 гг., %
2. Динамика доли безработных в экономически активном населении по ФО РФ в 2006-2010 гг., %
3. Профицит/дефицит консолидированного бюджета РФ в 2006-2010 гг., %
4. Индекс потребительских цен в РФ в 2001-2010 гг., %
5. Доля лизинга в общем объеме инвестиций в основной капитал в РФ в 2006-2010 гг., %
6. Региональная динамика структуры рынка лизинга в 2006-2010 гг., %
7. Структура российского рынка лизинга по крупнейшему объему нового бизнеса у предприятий в 2010 году, %
8. Динамика структуры крупнейших российских лизинговых компаний по объему новых сделок в 2008-2010 гг., %
9. Структура российского рынка лизинга по портфелю крупнейших компаний в 2010 г., %
10. Динамика долей портфелей крупнейших российских лизинговых компаний в 2008-2010 гг., %
11. Доля просроченных платежей финансового лизинга в общем объеме кредиторской задолженности в РФ, Москве и Санкт-Петербурге по кварталам 2009-2011 гг., %
12. Рентабельность продаж финансового лизинга в РФ по кварталам 2005-2011 гг., %
13. Структура российского рынка лизинга по крупнейшему объему нового бизнеса у предприятий в 2010 году, %
14. Динамика структуры крупнейших российских лизинговых компаний по объему новых сделок в 2008-2010 гг., %
15. Динамика структуры новых сделок по лизингу железнодорожной техники по основным лизингодателям в 2008-2010 гг., %
16. Динамика структуры новых сделок по лизингу авиационной техники по основным лизингодателям в 2008-2010 гг., %
17. Динамика структуры новых сделок по лизингу грузового автотранспорта по основным лизингодателям в 2008-2010 гг., %
18. Динамика структуры новых сделок по лизингу легкового автотранспорта по основным лизингодателям в 2008-2010 гг., %
19. Динамика структуры новых сделок по лизингу недвижимости по основным лизингодателям в 2008-2010 гг., %
Список таблиц:
1. Численность населения крупнейших городов России по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, тыс. чел.
2. Выручка от услуг финансового лизинга в крупнейших регионах РФ по кварталам 2009-2011 гг., тыс. руб.
3. Объем нового бизнеса у крупнейших лизинговых компаний в 2008-2010 гг., млн. руб.
4. Крупнейшие российские лизинговые компании по совокупному портфелю в 2008-2010 гг., млн. руб.
5. Объем новых договоров по сегментам оборудования в 2008-2010 гг., млн. руб.
6. Динамика объема заключенных сделок по лизингу железнодорожной техники по основным лизингодателям в 2008-2010 гг., млн. руб.
7. Динамика объема заключенных сделок по лизингу железнодорожной техники по основным лизингодателям в 2008-2010 гг., млн. руб.
8. Динамика объема заключенных сделок по лизингу грузового автотранспорта по основным лизингодателям в 2008-2010 гг., млн. руб.
9. Динамика объема заключенных сделок по лизингу легкового автотранспорта по основным лизингодателям в 2008-2010 гг., млн. руб.
10. Динамика объема заключенных сделок по лизингу недвижимости по основным лизингодателям в 2008-2010 гг., млн. руб.
11. Акционеры ЗАО «ЗЕСТ»
12. Динамика показателей деятельности ЗАО «ЗЕСТ»
13. Акционеры ООО "ТРАНСФИН-М"
14. Бухгалтерский баланс ООО «ТРАНСФИН-М», тыс.руб.
15. Отчет о прибылях и убытках ООО «ТРАНСФИН-М», тыс.руб.
16. Динамика показателей деятельности ООО «ТРАНСФИН-М»
17. Акционеры ООО «ФЛК «КАМАЗ»
18. Бухгалтерский баланс ООО «ФЛК «КАМАЗ», тыс.руб.
19. Отчет о прибылях и убытках ООО «ФЛК «КАМАЗ», тыс.руб.
20. Отчет о движении денежных средств ООО «ФЛК «КАМАЗ»
21. Динамика показателей деятельности ООО «ФЛК «КАМАЗ»
22. Численность сотрудников ООО «ФВ ГРУП ФИНАНЦ», чел.
23. Акционеры ООО «ФВ ГРУП ФИНАНЦ»
24. Бухгалтерский баланс ООО «ФВ ГРУП ФИНАНЦ», тыс.руб.
25. Отчет о прибылях и убытках ООО «ФВ ГРУП ФИНАНЦ», тыс.руб.
26. Отчет о движении денежных средств ООО «ФВ ГРУП ФИНАНЦ»
27. Динамика показателей деятельности ООО «ФВ ГРУП ФИНАНЦ»
28. Акционеры ООО «ЧЕЛИНДЛИЗИНГ»
29. Бухгалтерский баланс ООО «ЧЕЛИНДЛИЗИНГ», тыс.руб.
30. Отчет о прибылях и убытках ООО «ЧЕЛИНДЛИЗИНГ», тыс.руб.
31. Динамика показателей деятельности ООО «ЧЕЛИНДЛИЗИНГ»
32. Акционеры ООО «ЮТЭЙР-ЛИЗИНГ»
33. Бухгалтерский баланс ООО «ЮТЭЙР-ЛИЗИНГ», тыс.руб.
34. Отчет о прибылях и убытках ООО «ЮТЭЙР-ЛИЗИНГ», тыс.руб.
35. Отчет о движении денежных средств ООО «ЧЕЛИНДЛИЗИНГ»
36. Динамика показателей деятельности ООО «ЮТЭЙР-ЛИЗИНГ»