О ПРОЕКТЕ

Портал Best Marketing предоставляет информационно-аналитические продукты по различным отраслям промышленности.
Цель портала Best Marketing своевременно обеспечить всех пользователей портала актуальной и точной информацией о рынках.

ОБЗОРЫ

25 Декабря 2012

Декабрьское предложение от Информационного агентства Credinform: 30% скидка на маркетинговые обзоры!
При покупке любого из предложенных только в декабре 2012г. исследований Вы сэкономите тысячи рублей, воспользовавшись скидкой 30%.

11 Января 2010

Антикризисная оперативная сводка по рынку очистных сооружений
Аналитическим подразделением ИА «Трейд.Су» - агентством «Бизнес-Монитор» был проанализирован рынок очистных сооружений Москвы, Московской области, а также Брянской, Калужской и Тверской областей.

26 Декабря 2009

Российский рынок мельниц для разрешения проблемы мокрой дезагрегации дисперсных частиц на протяжении 2007 - 2008 годов демонстрировал стабильную динамику развития. По сравнению с 2007г. рынок вырос примерно на 15%.
В развитии рынка мельниц в 2007 - 2008 годах действовал ряд тенденций и трендов: стабильно высокий спрос со стороны основных потребляющих отраслей (лакокрасочной, строительной, химической, рудной и нерудной, керамической).

ГОТОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Бизнес, финансы, страхование, маркетинг и реклама


Влияние экономического кризиса на оборот розничной торговли и покупательную способность населения

География исследования: Россия
Количество страниц: 45
Стоимость, руб.: 29 900
Способ предоставления: электронный

Получить исследование

Аннотация

 Краткая аннотация обзора: 


 По данным Росстат, за период январь-декабрь 2008 года оборот розничной торговли составил 13853,2 млрд.руб., прирост этого показателя за год составил 13,0%. Однако, это на 3,1% ниже, чем за соответствующий период 2007 года. Учитывая, что индекс потребительских цен за период с января по декабрь 2008 г. равен 113,3%, говорить о реальном росте розничной торговли в целом не приходится. Отрицательная динамика оборота розничной торговли в январе 2009 г. (73,0% к предыдущему месяцу и 102,4% к январю 2008 г.), обычная для первого месяца года, превысила январские показатели 2008 г. (74,7% к предыдущему месяцу  и 116,3% к январю 2007 г.). Специалисты UniCredit прогнозируют, что объемы российского рынка ритейла упадут на 24% в 2009 году. Аналитики ожидают, что в 2009 году средний чек и продажи продолжат снижение, а рост может возобновиться только в 2010 году.


В 2008 году и в январе 2009 г. сохранялась тенденция опережающего прироста  оборота розничной торговли непродовольственными товарами над продовольственными товарами. Однако в структуре оборота розничной торговли  начала повышаться доля продовольственных товаров. В этот же период наметились тенденции активизации торговли на розничных рынках и ярмарках.


Главным риском для компаний потребительского сектора, которые получают рублевую выручку и имеют валютные долги, является ослабление курса национальной валюты, которое в условиях сокращения потребительских расходов будет способствовать сокращению долларовой выручки торговых сетей и снижению рентабельности бизнеса. Определяющими факторами роста и рентабельности ритейлеров в условиях кризиса являются формат магазинов, маркетинг и операционная эффективность.

 Поэтому одной из основных тенденций розничного рынка РФ становится диверсификация форматов, акцент на развитие сетей в форматах дискаунтеров и супермаркетов, развитие направление продаж товаров под собственными торговыми марками. В условиях кризиса торговые сети вынуждены оптимизировать (сокращать) ассортимент, чтобы сохранить обороты. Одной из стратегий розничных продавцов является снижение цен на отдельные группы товаров. Важным способом снижения издержек для ритейлеров является уменьшение уровня арендных ставок. Аналитики компании Black-wood прогнозируют, что к концу лета 2009 г. арендные ставки могут упасть примерно на 25 40% по сравнению с существующим уровнем.


По данным Росстат, на протяжении большей части 2008 г. темпы роста среднедушевых денежных доходов россиян и темпы роста потребительских цен были сопоставимыми, а в феврале и декабре рост денежных доходов существенно опережал рост цен. Лишь в январе цены росли намного быстрее денежных доходов. Вместе с тем, наблюдались высокие темпы роста цен. Индекс потребительских цен в 2008 г. составил 113,3%. За два месяца 2009 г. ИПЦ составил 104,1%.


По данным компании «Ромир Панель», в первые два месяца 2009 г. жители крупных городов России стали потреблять несколько меньше товаров повседневного спроса, чем в аналогичном периоде 2008 г.: в феврале 2009 г. индекс изменения затрат домохозяйств на повседневное домашнее потребление  составил 99,1% (-0,9%) к январю 2009 года и 136,1% (+36,1%) к февралю 2008 года. Аналогичные показатели для предыдущего месяца: 80,3% (-19,7%) к декабрю 2008 года и 137,4% (+37,4%) к январю 2008 года. То есть естественное после новогодних праздников падение расходов на домашнее потребление не сменилось их ростом в феврале: в целом в крупных городах индекс упал.


По результатам исследования характера повседневного потребления семей, проведенного специалистами Левада-Центра в конце января 2009 г., существенная доля опрошенных в последние 2-3 месяца пересматривает свои «потребительские привычки» при покупках продуктов питания и предметов первой необходимости. Переход на более «дешевые» продукты питания и предметы первой необходимости – это, чаще всего, вынужденная мера, связанная со снижением покупательных возможностей семей.


Исследование Nielsen показало, что самое неприятное возможное последствие кризиса, в восприятии респондентов, – необходимость менять сложившуюся структуру потребления и, как следствие, менять привычный образ жизни.
По мнению генерального директора компании «Ромир панель основными изменениями в покупательском поведении россиян на фоне кризиса являются: сохранение и даже рост затрат на повседневное домашнее потребление, увеличение числа посещаемых торговых точек, переход от потребления премиальных товарных групп к более дешевым ценовым сегментам во многих товарных категориях, рост числа покупателей у дискаунтеров и других типов торговых точек, предлагающих более низкие цены.


Результаты исследования, проведенного Росстат в V квартале 2008 г., свидетельствуют о резком снижении уровня потребительской уверенности населения России. Вместе с тем, по данным исследовательских компаний-членов WIN, российские потребители в целом довольно оптимистично оценивают свои перспективы в 2009 г.: среди жителей РФ 16% ждут повышения своих доходов в 2009 году, 28% предполагают их снижение, а 36% опрошенных считают, что благосостояние их семей, скорее всего, останется на прежнем уровне. При этом, по результатам исследования ГФК Русь, большинство россиян полагают, что в 2009 г. повысятся цены на продукты питания (86% респондентов), на одежду и обувь (69%), на непродовольственные товары повседневного спроса (69%), товары длительного пользования (61%), на товары для здоровья (77%), на транспортные расходы (81%) и на недвижимость (54%). Подавляющее большинство населения считает, что кризис будет иметь длительный характер (от 1 до 4 лет).  Методология: кабинетное исследование
 Основные источники: Госкомстат, результаты опросов исследовательских компаний, публикации в специализированных журналах, экспертные оценки и др.

Содержание отчёта
  • Содержание обзора:
    1. Социально-экономические индексы кризиса 2008 г. 3
    2. Оборот розничной торговли 12
    •  2.1. Статистика оборота розничной торговли 12
    •  2.2. Стратегии розничных продавцов в условиях кризиса 17
    3. Показатели покупательной способности населения 22
    •  3.1. Основные тенденции изменения уровня жизни населения в 2008 г. 22
    •  3.2. Изменение покупательского поведения россиян 28
    4. Оценка восприятия кризиса в России 35
    5. Прогнозы динамики покупательной способности населения и развития розничной торговли в 2009 г. 41
  •   Перечень таблиц и рисунков:
    Рисунок 1.
    Индексы физического объема оборота розничной торговли, %, январь – декабрь 2008 г.– январь 2009 г., РФ.
    Рисунок 2. Удельный вес оборота розничной торговли продовольственными товарами в общем объеме оборота розничной торговли, %, РФ
    Рисунок 3. Темпы роста среднедушевых доходов населения и потребительских цен на товары и услуги в январе-декабре 2008 г.
    Рисунок 4. Темпы роста среднедушевых доходов населения и потребительских цен на товары и услуги в январе-декабре 2007 г.
    Рисунок 5. Мнения россиян об изменении цен на товары и услуги в условиях кризиса. По опросам ГФК Русь (Источник: ГФК Русь Омнибус, декабрь 2008 г.)
    Рисунок 6. Показатели кризиса 2008 г. по опросам ГФК Русь (Источник: ГФК Русь Омнибус, декабрь 2008 г.)
    Рисунок 7. Индекс потребительской уверенности, %, РФ, 2001-2008 гг.
    Рисунок 8. Индекс потребительской уверенности по возрастным группам населения в IV квартале 2007, 2008 гг.
     • 
    Таблица 1.
    Оборот розничной торговли - всего, млрд. рублей, январь – декабрь 2008 г.– январь 2009 г., РФ.
    Таблица 2. Индексы физического объема оборота розничной торговли, %, январь – декабрь 2008 г.– январь 2009 г., РФ.
    Таблица 3. Основные показатели уровня жизни  населения Российской Федерации в январе-декабре 2008 г.
    Таблица 4. Индекс потребительских цен  в январе-декабре 2007 и 2008 гг. (на конец периода, в % концу предыдущего периода)

     

Получить исследование