Аннотация
Автомоечный бизнес - это привлекательное вложение денег для многих инвесторов, поскольку обещает значительные прибыли при не слишком больших инвестициях. При этом рынок сбыта из года в год растет, поскольку увеличивается как покупательная способность населения, так и количество автовладельцев, которые предъявляют все более жесткие требования к обслуживанию своего автомобиля.
В феврале 2007 года исследовательская компания «Бизнес Порт» провела инициативное исследование и подготовила аналитический отчет
«Исследование рынка автомоек».
Основными
особенностями данного исследования являются следующие:
• Отчет составлен на примере Санкт-Петербурга, который является мегаполисом и имеет высокий уровень развития автомоечного бизнеса, а также один из наиболее высоких показателей обеспеченности автомобильным транспортом по стране. Соответственно, тенденции, характерные для Петербурга, через несколько лет будут весьма актуальными и для других регионов России;
• В отчете представлена методика расчета емкости рынка и неудовлетворенного спроса, которая может быть использована для других регионов страны;
• В процессе проведения исследования была проведена сегментация потребителей и определены наиболее перспективные сегменты рынка, а также проанализирована сезонность бизнеса;
• В ходе исследования были оценены особенности корпоративного обслуживания клиентов;
• В отчете были изучен уровень цен на автомойках Санкт-Петербурга;
• Определены параметры открытия автомоек в зависимости от их типа (ручные, портальные, туннельные);
• Оценены инвестиции при разных типах вложения средств (в т.ч. при аренде, покупке здания, строительстве);
• Проведена оценка величины текущих расходов автомоек;
• Отчет включает типовой бизнес-план организации деятельности автомойки. Бизнес-план составлен в формате Excel, с его помощью можно рассчитать параметры собственного бизнеса, подставив необходимые значения планируемых инвестиций и затрат.
Таким образом, отчет отвечает на большинство вопросов, возникающих у потенциальных инвесторов, желающих организовать автомоечный бизнес, и дает оценку всех параметров, необходимых для составления индивидуального бизнес-плана инвестора.
В представленной в отчете информации могут быть заинтересованы следующие группы: Руководители автомоек, так как отчет содержит информацию о тенденциях на рынке, характеристику потребителей, изменениях в конкурентной среде; Руководители автосервисов, планирующих оказание услуг автомойки в качестве дополнительного сервиса, а также планирующих передать часть площадей в аренду под автомойку; Потенциальные инвесторы в данный сектор рынка, так как содержит информацию о необходимом объеме инвестиций, сроке окупаемости и рентабельности данной деятельности; Производители и поставщики оборудования для автосервисов, так как характеризует рынок сбыта их продукции; Государственные органы, так как позволяет оценить ситуацию в одном из важных секторов экономики; Финансово-кредитные учреждения как кредиторов при открытии автомоек; Лизинговые компании как организации, предоставляющие оборудование для автомоечных мастерских; Другие участники рынка.
Объектами исследования стали автомойки Санкт-Петербурга, на примере которых были изучены тенденции развития данного рынка.
Основные задачи Исследования:
1. Проанализировать состояние и развитие рынка автомоек, его емкости, уровня конкуренции, спектра услуг, ценовой политики;
2. Охарактеризовать разные сегменты потребителей услуг автомоек, покупательские потоки и сезонность спроса;
3. Оценить необходимые технико-организационные параметры организации деятельности автомойки: требования к местоположению, помещению, коммуникациям;
4. Оценить пропускную способность автомоек разных типов;
5. Проанализировать необходимое нормативное обеспечение и порядок согласования в государственных органах;
6. Определить возможности применения различных систем налогообложения;
7. Оценить перечень необходимого оборудования и материалов;
8. Определить требования к персоналу и существующие системы мотивации труда;
9. Определить необходимые экономические параметры бизнеса: объем инвестиций, срок окупаемости и рентабельность, состав расходов, используемые системы ценообразования и маркетинговые подходы;
10. Дать перечень дополнительных услуг, которые может оказывать автомойка.
Методическая основа исследования. В ходе исследования была изучена деятельность 207 автомоек, что составляет не менее 30% от общего числа автомоек Санкт-Петербурга. Для решения поставленных задач были проведены полуструктурированные глубинные интервью с руководителями автомоек; использован метод наблюдения за автомойками Санкт-Петербурга; проведен мониторинг материалов печатных и электронных деловых и специализированных изданий; Интернет; материалов маркетинговых и консалтинговых компаний и других источников.
Объем и структура отчета. Аналитический отчет по исследованию состоит из трех разделов общим объемом 98 страниц; отчет иллюстрирован 18 рисунками; 18 таблицами.
Содержание отчёта
ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
Раздел 1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РЫНКА АВТОМОЕК 9
1.1. Тенденции и прогноз развития рынка автомоек Петербурга 9
1.2. Емкость рынка автомоек Петербурга 10
1.3. Виды автомоек 12
1.4. Оказываемые услуги 21
1.5. Уровень цен 23
1.6. Характеристика потребителей 25
Клиенты-собственники 26
Корпоративные клиенты 29
1.7. Сезонность спроса 32
1.8. Основные конкуренты на рынке Петербурга 34
Раздел 2. ТЕХНИКО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПАРАМЕТРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВТОМОЙКИ 38
2.1. Местоположение 38
2.2. Рекомендации по выбору помещения 42
2.3. Пропускная способность 48
2.4. Порядок согласования в государственных органах и необходимые документы 49
2.5. Потребность в оборудовании 53
2.6. Основные производители и поставщики оборудования 59
2.7. Автомобильная химия и расходные материалы 63
2.8. Подбор, мотивация и обучение персонала 65
Раздел 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ БИЗНЕСА 70
3.1. Инвестиции 70
3.2. Расходы 77
3.3. Налогообложение 81
3.4. Срок окупаемости и рентабельность 84
3.5. Ценообразование 86
3.6. Маркетинг 89
Раздел 4. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ 92
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 94
Приложение 1 - Распоряжение "О мерах по развитию сети моечных постов автотранспортных средств" 95
Приложение 2 – Бизнес-план автомойки на 4 поста в формате Excel 97
Список таблиц
Таблица 1 – Количество автомобилей в Санкт-Петербурге
Таблица 2 – Расчет емкости рынка автомоек Санкт-Петербурга
Таблица 3 – Расчет величины неудовлетворенного спроса на рынке автомоек Санкт-Петербурга
Таблица 4 – Преимущества и недостатки отдельных видов моек
Таблица 5 – Уровень цен на базовые услуги автомоек
Таблица 6 – Сегментация потребителей услуг мойки
Таблица 7 – Величина выручки с одного поста в зависимости от сезона
Таблица 8 – Обеспеченность районов города автомойками
Таблица 9 – Необходимая площадь помещения в зависимости от типа автомойки
Таблица 10 – Пропускная способность автомоек разных типов
Таблица 11 – Примерная стоимость набора оборудования для оснащения автомойки
Таблица 12 – Количество персонала на автомойках разных типов
Таблица 13 – Величина инвестиций в открытие автомоек разных типов
Таблица 14 – Величина и структура затрат для туннельной автомойки
Таблица 15 – Величина расходов по отдельным статьям затрат при разных вариантах инвестиций
Таблица 16 – Варианты и стоимость инвестирования в открытие автомойки
Таблица 17 – Приблизительный доход однопостовой мойки за день
Таблица 18 – Приблизительный прайс-лист на услуги автомойки
Список рисунков
Рисунок 1 - Портальная автоматическая мойка
Рисунок 2 - Автоматическая тоннельная мойка
Рисунок 3 – Соотношение ручных и автоматических моек
Рисунок 4 – Структура автопарка Санкт-Петербурга по производителям
Рисунок 5 – Структура автомобилей иностранного производства по возрасту
Рисунок 6 – Структура автопарка Санкт-Петербурга по собственникам
Рисунок 7 – Доля иномарок в собственности юридических лиц
Рисунок 8 – Сезонная волна загрузки автомойки
Рисунок 9 – Доля автомоек компаний-лидеров в общем количестве
Рисунок 10 – Доля рынка компаний-лидеров в стоимостном выражении
Рисунок 11 – Расположение автомоек в Санкт-Петербурге
Рисунок 12 – Распределение автомоек по районам города
Рисунок 13 – Используемые помещения для автомоек
Рисунок 14 - Внешний вид двухпостовой мойки ”под ключ”
Рисунок 15 - Вид изнутри двухпостовой мойки ”под ключ”
Рисунок 16 – Летний вариант однопостовой мойки ”под ключ”
Рисунок 17 – Схема работы установки АРОС для внутренней очистки вод в системах полного оборотного водоснабжения автомобильных моек
Рисунок 18 – Инвестиции в различные типы автомоек
Список приложений
Приложение 1 - Распоряжение "О мерах по развитию сети моечных постов автотранспортных средств" 95
Приложение 2 – Бизнес-план автомойки на 4 поста в формате Excel 97